управление стрессом
и кризисом
Ученые о моделировании и коррекции поведения

     Исследования ученых 20-го века подтвердили представления древних мыслителей Европы и Азии о том, как работает иммунная система – защитные силы организма человека. Вначале современные ученые, проводя многочисленные опыты и наблюдения, доказали, что, прислушиваясь к нуждам тела - например, правильно питаясь и выполняя физические упражнения, люди могут повысить свой иммунитет. Затем ученые доказали, что наше эмоциональное состояние и установка мышления также имеют огромное значение для восстановления гомеостаза организма. Они научно обосновали, что мысли и соответствующие сильные эмоции влекут за собой значительный физический эффект.

     Многие современные ученые до сих пор по-разному понимают, как работает эта связь между ментальным, психоэмоциональным и физическим состоянием организма, но все они уверены, что иммунная система не работает в изоляции. Иначе, чрезмерные негативные мысли, отрицательные эмоции и физические перегрузки, а также их противоположные крайности, вызывающие состояние стресса, снижают иммунитет и делают организм человека слабым и чувствительным к заболеваниям. Десенсибилизация этих крайностей – возвращение на «срединный путь» (в индивидуальный коридор нормы) является центральным ядром наиболее эффективных научных методов восстановления нарушенного гомеостаза организма человека.

     Проблема соотношения ментального, психоэмоционального и физического в наше время получила название психофизиологической проблемы. По сути дела, это проблема общефилософского плана, выдвинутая еще философами Древнего Китая, Индии и Греции, изложенная в соответствующих энергетических методах моделирования человека и окружающей его среды. Психофизиология – междисциплинарная область естественнонаучных знаний об организации отношений вероятностных ментальных, психоэмоциональных и физических сущностей и явлений человека. Для научного познания на этапах своего развития психофизиология использовала различные методы моделирования энергоинформационной системы (ЭИС) человека.

      Иван Михайлович Сеченов (1829-1905 гг.) – «отец русской физиологии», член-корреспондент (1869 г.), почетный член (1904 г.) Петербургской Академии Наук в своём классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

      И.М.Сеченов доказал также, что любое психическое явление не только субъективно переживается, но и выражается объективно - в форме мышечного движения. Идеомоторные акты показывают, что, думая о движении, человек невольно совершает импульсные микродвижения. Таким образом, процесс мышления, субъективный по своей природе, имеет объективное проявление в форме мышечного идеомоторного движения. Мысль о движении есть уже движение.

     Согласно учению И.М. Сеченова, все акты сознательной и бес¬сознательной жизни по своему способу происхождения являются рефлексами.

      И.М.Сеченов выдвинул предположение об единстве организма человека и окружающей среды, без которой невозможны его психические акты. Если нарушаются контакты с внешним миром, у человека не возникает никаких ощущений, отсутствует сознание, т.е. не развиваются его основные функции восприятия и переработки информации: сенсорика (S), интуиция (N), этика (F), логика (T). Это предположение И.М.Сеченова подтверждается примером индивидуального развития ребенка после рождения – примером формирования функций сознания: вначале у ребенка развиваются ощущения – s (основа развития сенсорного восприятия информации – S); различие положительных и отрицательных ощущений вызывает соответствующие эмоции (чувства) – f (основа этической переработки информации – F); синтез и анализ ощущений приводит к развитию мышления – t (основа логической переработки информации – T); управляющим параметром психики является интеграция различных сенсорных, чувственных и мысленных представлений – n (основа интуитивного восприятия информации - N). Психика – совокупность ощущений (s), чувств (f), мыслей (t), представлений (n) как отражение в сознании человека объективной действительности.

      Иван Петрович Павлов (1849–1936 гг.) - русский физиолог, четвертый лауреат Нобелевской премии (1904) по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности разделил все рефлексы на две большие группы: безусловные и условные. Безусловные (врожденные) рефлексы (пищевой - s, половой - f, оборонительный - t, ориентировочный - n, гомеостатический – l (m), социальный – e (i) и их сложные комбинации – инстинкты), обеспечивающие реакцию (энергетическое проявление - действие) на непосредственное раздражение рецепторов и условные (приобретенные индивидуальным опытом) рефлексы. Последние у животных вырабатываются на опосредованные внешние сигналы, если условный раздражитель (свет, звук или любой другой сигнал) подкрепляется безусловными раздражителями (пища и др.). В результате нескольких таких сочетаний условный раздражитель приобретает сигнальное значение, то есть условный раздражитель вызывает соответствующую реакцию – действие организма животного. И.П.Павлов на основе своих опытов пришел к заключению, что привычки, стереотипы поведения, воспитание человека, как и дрессировка животных, основываются на выработке услов¬ных рефлексов разных видов и разной степени сложности.

     Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (типов нервной деятельности, системности работы больших полушарий мозга и др.) оказали большое влияние на развитие

Схема образования условного рефлекса

     Аналогично при проведении тренинга ПЭП «ЕВРАЗИЯ» действует схема сублимации - переключения энергии «темного комплекса» (мортидо - m) на достижение «светлой» цели (либидо - l).

схема сублимации

     Основные безусловные рефлексы могут быть взаимосвязаны с соответствующими архетипами - мотивами (остатками человеческого опыта, составляющими центра коллективного бессознательного «Самости» – врожденными интеллектуальными моделями поведения). Инстинкт, как совокупность сложных безусловных рефлексов, нервных механизмов для координации жизненно необходимых действий (удовлетворения потребностей), может иметь какой-либо преобладающий (доминирующий) рефлекс - настрой. Настрой может формировать соответствующий стереотип поведения человека, являясь доминирующим архетипом модели поведения личности: пищевой рефлекс – динамический мужской архетип (Охотник - s); половой рефлекс – статический женский архетип (Мать - f); оборонительный рефлекс – статический мужской архетип (Отец - t); ориентировочный рефлекс – динамический женский архетип (Муза - n); рефлекс свободы – силы Эроса (либидо - l); рефлекс рабства – силы Танатоса (мортидо - m); гомеостатический рефлекс – это рефлексы свободы (l) и рабства (m) во внутренней среде организма человека – способность к адаптации (гармонии - Ar).    Неудовлетворение потребностей, вызванных безусловными и условными рефлексами (простыми и сложными – полирефлексами, метарефлексами), вызывает отрицательные эмоции и формирует в памяти «комплексы» - отрицательный опыт (мортидо – m); удовлетворение потребностей – положительные эмоции и «доблести» - положительный опыт (либидо – l). В сознательной жизни человека большое значение приобретают образованные на основе врожденных безусловных рефлексов условные рефлексы, полирефлексы и метарефлексы (приобретенный опыт, стереотип поведения), отражающие реакцию его организма на меняющиеся условия внешней среды.

      Метасистемные переходы (переходы от нижних уровней системной иерархии – вложенности к верхним уровням модели энергоинформационной системы человека - ЭИС) можно представить в виде таблицы:

Уровни

Структура модели ЭИС человека и метасистемные переходы между уровнями функциональной иерархии

6

Ментальный – мысли

Управление мышлением = управляющие параметры: логико-смысловые программы - установки (осознание Самости, вера, культура, мораль – метарефлексы); типы установок: ST-дело, SF-сервис, NT-анализ, NF-духовность. «Супер Эго» (Сверхсознание – комплекс совести и морали, контролирующий действия «Эго»).

5

Управление ассоциациями = компоненты и управляющие параметры: человеческое мышление (синтез и анализ, полирефлексы - производные речевых актов); восприятие и переработка информации: S-сенсорика, N-интуиция, T-логика, F-этика (информационный метаболизм). «Эго» (Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку, идеальная сторона его целеполагающей деятельности).

4

Психоэмоциональный –чувства

Управление рефлексами = компоненты и управляющие параметры: ассоциации (условные рефлексы, обучение); настрой (настроение); типы темпераментов: EJ-активный, EP-подвижный, IJ-малоподвижный, IP-пассивный. «Эго-Ид» (Предсознание - промежуточная форма психики, характеризующаяся бессознательными актами, которые могут стать в определенных условиях сознательными, скрытые (латентные) знания, память).

3

Управление раздражимостью = компоненты и управляющие параметры: инстинкты (совокупность сложных безусловных рефлексов и мотивов поведения, программа «достройки» инстинктов, психоэмоциональный метаболизм); E-экстравертность, I-интровертность, J-рациональность, P-иррациональность; типы конституций: 2a-худой (ntfs, nfts), 2b-умеренно худой (fnst, fsnt), 1b-умеренно полный (tsnf, tnsf), 1a-полный (sftn, stfn) «Ид» (Личное бессознательное – продукты инстинктивных процессов, «комплексы» и «доблести» - «отрицательный» и «положительный» личный опыт).

2

Физиологический – ощущения

Управление движением = компоненты и управляющие параметры: движение в сторону жизненно важных воздействий – тропизм; врожденные механизмы пространственной ориентации к благоприятным жизненно необходимым условиям среды - таксис (тропизм, таксис (нейротаксис), гомеостаз – аттракторы); раздражимость – свойство реагирования на различные воздействия (физиологический метаболизм); мотивы движений - безусловные рефлексы: e (i)-социальный, n-ориентировочный, s-пищевой, f-половой, t-оборонительный. «Супер Ид» (Коллективное бессознательное – хранитель наследственного опыта филогенетического развития человечества - архетипы).

1

Управление положением = компоненты: движение, отражение – воспроизведение особенностей одного объекта в особенностях другого; импульсы жизненных сил l-либидо и m-мортидо (силы жизни, созидания и самоорганизации - Эроса-l; силы смерти, разрушения и самодезорганизации - Танатоса-m);. «Самость» (Самость - центр «Супер Ид», образ Бога, источник развития жизни – генетический код, Тайцзи – Великий предел и т.п.).

     Представления И.П.Павлова о безусловных и условных рефлексах как механизмах связи организма и среды получили дальнейшее развитие в трудах его ученика Петра Кузьмича Анохина (1898-1974 гг.).

      П. К. Анохин - академик Российской академии наук и Российской академии медицинских наук - крупнейший русский физиолог XX столетия, автор 6 монографий и более 250 научных статей. Анализируя структуру поведенческого акта, П.К.Анохин пришел к выводу, что рефлекторная дуга Декарта-Павлова не может полностью объяснить поведение животных и людей. Эксперименты П.К.Анохина показали, что не только центр управляет периферией, то есть мышцами, но и мышцы посылают информацию о том, как они работают, в центральную нервную систему. Это явление было названо обратной афферентацией, которое представляет не что иное, как обратную связь между работающим органом и центрами, которые организуют эту работу. Сама афферентация – это центростремительный поток нервных (энергетических) импульсов в ЦНС от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (е - экстерорецепция), так и от внутренних органов (i - интерорецепция). По мнению Анохина, кольцевое взаимодействие между центром и периферией может обеспечить компенсацию функций последней в случае их нарушения.

       П.К.Анохин создал теорию функциональных систем (1933-1935 гг.), которая развила и дополнила аналитическую концепцию рефлекса Декарта - Павлова. Системный подход в физиологии возник как ответ на потребность в целостном подходе к изучению функций организма, т.к. функциональная система приобретает собственные принципы организации, не переводимые на принципы своих компонентов. Согласно утверждению П.К.Анохина, обязательным положением системного подхода является поиск и формулировка системообразующего фактора. Таким фактором является полезный результат функциональной системы, который определяет ее поведение и является конечной целью (аттрактором) функционирования системы. Модель функциональной система (ФС) П.К.Анохина представляет собой временное функциональное объединение пространственно удаленных структур (компонентов) организма с целью получения полезного приспособительного результата. Модель ФС является основой для «концептуального моста» между уровнями системных и аналитических процессов в ЭИС человека.

Модель ФС

     Карл Густав Юнг (1875 – 1961 гг.) — швейцарский психолог и психиатр. К.Г.Юнг создал аналитическую психологию, основанную на анализе — при использовании аналогий из мифологии — сновидений, бреда, шизофренических расстройств. В результате многолетних клинических наблюдений пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и «коллективное бессознательное» , содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Согласно утверждению К.Г.Юнга, «Архетип в самом реальном смысле живет и действует в мире. Поэтому архетипы имеют собственную инициативу и удельную энергию. Эти силовые возможности позволяют им создавать осмысленное объяснение и вмешиваться в каждую ситуацию». Иначе – «коллективное бессознательное» (Супер Ид - Сверх Оно) и его центр - Самость являются основой понимания не только поступков личности, но также и поведения всего рода человеческого.

        Преобладание в «коллективном бессознательном» какого–либо из архетипов взаимосвязано с доминирующими инстинктами и типом поведения человека.

        Сначала появляется источник жизненных сил и саморегуляции - бессознательное (Самость, «Супер Ид», «Ид»), а уж из него, на его основе у человека развивается определенный тип сознания. Сознание («Эго», «Супер Эго») - человеческая способность идеального восприятия действительности в мышлении формирует «Я» («Эго») как функцию, контролирующую процессы, протекающие в психике человека. Если «Оно» («Ид») руководствуется «принципом удовольствия», то «Я» («Эго») стремится заменить его «принципом реальности», обеспечивающим приведение бессознательных стремлений к получению удовольствия в соответствии с требованиями объективной (природной и социальной) реальности. Задача инстинктов – удовлетворение телесной потребности человека. «Оно» («Ид») производит и резервирует энергию инстинктов (либидо - l и мортидо - m) для выполнения своей задачи, и, пока эта задача не выполнена, ЭИС человека находится в состоянии напряжения (стресса). Основная цель «Оно» («Ид») состоит в том, чтобы отдать свою энергию, освободиться от напряжения и вернуться в состояния покоя - гомеостаза. Этой энергией образованы «Я» («Эго»), имеющее дело с внешним миром и направляющее энергию к достижению целей, и «Сверх Я» («Супер Эго»), обеспечивающее социальное и моральное направление энергии.

     Важнейшей задачей аналитической психологии, по Юнгу, является индивидуализация, движение к целостности, которое, как и даосизм, характеризуется принятием противоположностей компонентов модели личности и выходом на «срединный путь» - путь гомеостаза (саморегуляции). Модель сознания человека, по Юнгу, включает четыре функции разума – логику (T – сообщает о том, что за вещь), этику (F – сообщает о том, какова ценность вещи), сенсорику (S – сообщает о том, что вещь есть), интуицию (N – сообщает о том, чего вещь стоит). Сочетания функций разума определяют типы установок (NT-анализ, NF-духовность, ST-дело, SF-сервис). Интуиция и сенсорика (ощущение) связаны с процессом восприятия информации, логика (мышление) и этика (чувство) – с процессом обработки воспринятых данных. Все функции должны обеспечиваться энергией, но не обязательно равной. Если у человека ведущая (дифференцированная, первая) функция связана с процессом восприятия информации (N, S), он - иррационал (P) , если ведущая функция связана с процессом обработки воспринятых данных (F, T), он – рационал (J) . Согласно Юнгу, «…Мы цивилизованы в своей дифференцированной функции, в пределах которой обладаем свободой воли. В рамках подчиненной функции ни о какой свободе не может быть и речи. Это наша открытая рана, или, по крайней мере, открытая дверь, через которую может проникнуть все, что угодно…». В «юнговской типологии» принято, что каждой их четырех функций ментального уровня (S, N, T, F) соответствует свой информационный канал: в первом канале находится ведущая (доминирующая) функция, которая определяет информационную субъективность личности – ее подход к миру и адаптивность; второй канал занят вспомогательной функцией, характеризующей продуктивность и творческую направленность личности; третий канал занят менее развитой вспомогательной функцией, уязвимой для внешнего воздействия (противоположная функции второго канала); в четвертом канале находится подчиненная, самая слабая функция (противоположная функции первого канала). Чаще человек развивает две ментальные функции (воспринимающую и перерабатывающую), находящиеся в первых двух информационных каналах, реже – три. Четвертая функция (противоположная первой функции) больше всего связана с подсознанием – осуществляет связь с инстинктами и архетипами личности, поэтому человек не любит, когда ее затрагивают, и часто приходит от этого в ярость. Подчиненная функция - это кровоточащая рана личности. Если человек развил только функцию в первом информационном канале, то две вспомогательные функции во втором и третьем канале будут вести себя подобно подчиненной функции, формируя теневую сторону личности. Постоянно адаптироваться в окружающем мире только по первой функции человек устает, испытывает скуку и тогда переключается на вспомогательную творческую функцию во втором канале. Ассимилировать (сознательно использовать) можно также и третью функцию, как вспомогательную, а безболезненное обращение к четвертой функции возможно только с подключением воображения – в состоянии транса (альфа волн головного мозга). Достижение целостности личности – последовательная ассимиляция 1, 2 и 3 функций (адаптация по этим функциям) с добавлением в воображении возможных результатов по 4 функции возможно только на «срединном уровне» , т.е. без акцентуации первой функции. Активизация четвертой функции открывает дверь для неосознаваемых теневых импульсов (m). Человек вступает в жизнь, по Юнгу, сохраняя движение и направление к интровертивности - I или экстравертности - E. Если человек экстраверт (E) – его энергия больше направлена к контакту с внешним миром, на окружающих, его поведение и акцентуация зависят в большей степени от внешних раздражителей. Энергия интроверта (I) направлена на самого себя (к контакту с самим собой), на свои внутренние переживания, его поведение и акцентуация больше зависят от его субъективных переживаний и мыслей. В мире нет чистых экстравертов или интровертов, но у людей есть свои индивидуальные склонности. Параметры нервной системы (J, P, E, I) определяют ее тип (EJ-активный, EP-подвижный, IJ-малоподвижный, IP-пассивный) .

      Александр Лоуэн (1910 – 2008 гг.) – американский психиатр и психотерапевт развил учение о биоэнергетике и разработал новую систему психотерапии – биоэнергетический анализ. А.Лоуэн отказался от идеи основателя телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха (1897 – 1957 гг.) о сексуальной причине любых невротических проблем. Причиной невротических проблем, по утверждению А.Лоуэна, является нарушение свободного течения энергии в теле человека, которое приводит к подавлению стремления индивида к удовольствию, порождает боль в теле и агрессию как реакцию на это подавление. Энергетические процессы в теле определяют, что происходит в психике, точно так же, как они определяют, что происходит в теле. Энергия, полученная от тела, определяет личность – ее тип. По Лоуэну, основная задача биоэнергетики – помочь людям восстановить свою первоначальную природу, которая предполагает такое условие, как свобода, такое состояние, как грация, и такое качество, как красота.

      Терапия Лоуэна состоит из определения типа характера (структуры «панциря») и оживления «замороженных» в теле эмоций, используя прикосновение и давление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специальные позы - упражнения. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Достижением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и почвой под ногами, ясный взгляд и мягкий приятный голос. Синонимами здоровья являются также обаяние и доброта, т.е. состояние святости, целостности, связи с жизнью и с тем, что божественно.

       Объективно психическое здоровье по Лоуэну можно определить по уровню жизненной энергии, который проявляется в быстроте взгляда, цвете и температуре кожи, спонтанности выражений лица, живости тела, а также грациозности движений.

       Личность в биоэнергетическом анализе рассматривается как пирамидальная структура. На верхушке – голова, где находится сознание – «Эго» («Я»). Достичь чувства единения с Вселенной можно, только утратив или преодолев свое «Эго» («Я»). «Эго» («Я») – это граница, создающая индивидуальное сознание. Внутри этой границы содержится самоподдерживающаяся энергетическая система, основной чертой которой является состояние возбуждения. Плач, по Лоуэну, освобождает напряжение и возвращает телу свободное состояние. Отсутствие жизненной энергии всегда является результатом сдерживания чувств. Человек с высоким уровнем энергии редко впадает в состояние высокого возбуждения, так как его тело, благодаря расслабленным мышцам, может удерживать высокий уровень напряжения.

      Чувство – это одна из форм переживания своих разнообразных отношений к чему-либо, кому-либо и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. «Оно» является силой, соединяющей разум и тело. Каждая эмоция является чувством, но не каждое чувство является эмоцией, т.к. эмоция – это реакция человека на раздражители в виде ярко выраженного пристрастного, субъективного переживания, которое проявляется, прежде всего, на лице. Лицо обращено к внешнему миру и служит для проявления чувств и эмоций.

      Характер, по Лоуэну, – это производная физической экспрессии организма. Характер индивида, проявляясь в типичном поведении, на соматическом уровне отражается в строении и движении тела. Та или иная структура характера, в виде так называемого «мышечного панциря» , специфицирует энергетические потоки внутри человеческого тела. Термин «невроз» А.Лоуэн использует для обозначения хронического нарушения природной подвижности организма.

     Глаза показывают жизненную силу тела. Согласно терминологии китайской философии, глаза – это зеркало души. Сияющие глаза – признак хорошего настроения и соответствующего здоровья. Тусклые глаза – признак усталости и проблем со здоровьем. Кожа – способ для оценки жизненной энергии. Если кожа розовая – приподнятое эмоциональное состояние, бледная – страх, переживания. По тому, как человек дышит можно судить о движении энергии по организму. Дыхание свободное и спокойное – человек расслаблен, дыхание быстрое, интенсивное – у него эмоциональное возбуждение. Когда человек втягивает воздух, энергия берет начало в глубине брюшной полости и поднимается вверх, к голове. Во время выдоха волна перемещается от головы к направлению стоп. Глубоко дышать для человека – значит глубоко чувствовать. Дыхание заряжает тело энергией. По утверждению А.Лоуэна - каждая болезнь личности касается в равной степени, как тела, так и ума, поэтому психотерапевт должен научиться смотреть на психические проблемы пациента как на отражение его физиологических проблем, и наоборот.

      В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием – торможением. Здоровый человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, может выражать их уместным и достойным образом. Ключом к возвращению грации является освобождение тела от мышечных блоков для того, чтобы оно двигалось спонтанно.

      А.Лоуэном предложена модель формирования энергетических блоков. Энергетический импульс из центра (мозга) активизирует мышцы, но может быть заблокирован хроническим напряжением, которое не позволяет ему достичь поверхности. Сдерживание чувств и импульсов приводит к возрастанию энергетического напряжения – дисбалансу ЭИС. Хроническое напряжение мышц придает телу жесткость и подавляет его грацию, блокируя протекание возбуждения.

      Энергетический баланс свойственен не акцентуированной личности, находящейся в центре на шкале противоположных характеристик модели (типа) личности. В каждом человеке есть частица любого характера, диагноз зависит от того, какой фактор доминирует в личности и определяет ее поведение. Десенсибилизация (ослабление) акцентуированной доминанты и сенсибилизация (усиление) противоположной характеристики типа характера восстанавливают гармонию - гомеостаз организма человека.

      Свобода, красота и грация – естественные параметры гармонии каждого человека.

Фрэнсин Шапиро - американский психолог, основатель "EMDR (Eye Movement Desen- sitization and Reprocessing) therapy" – ДПДГ (Десенсибилизация и переработка травм движениями глаз).

      В 1987 году во время прогулки она обнаружила, что движения глаз уменьшают стрессовые воспоминания. На основе этих наблюдений Ф.Шапиро разработала метод терапии - ДПДГ . Он основан на предположении, что травматические события приводят к появлению в нейронной сети мозга автономных изолированных нейронных цепочек травматического опыта – «темного комплекса» (мортидо – m). Эти нейронные цепочки «темного комплекса» образуют ряд ассоциативных каналов, по которым «темный комплекс» получает значимую информацию – стимулы, которые в свою очередь делают его доминантой (рестимулируют), блокируя противоположные «доблести» - положительный опыт (либидо – l), составляющие общей нейронной сети. Этот травмирующий опыт – «темный комплекс», в соответствии с принципами работы мозга, запоминается на всю оставшуюся жизнь человека, дабы гарантированно избегать его при повторении.

      Ф.Шапиро доказала, что спонтанное или принудительное движение глаз с многократным повторением травмирующих мыслей - стимулов «темного комплекса» способно разорвать изоляцию нейронных цепочек травматического опыта и десенсибилизировать соответствующие его стимулы, позволяя разблокировать противоположные «доблести» - составляющие общей нейронной сети, восстановить гомеостаз. Аналогичные принципы саморегуляции наблюдаются у человека во время сна в фазе быстрого движения глаз: к травматическому опыту, разрушая соответствующую изоляцию, присоединяется целебный – положительный опыт других участков нейронной сети, т.е. восстанавливается гомеостаз. Таким образом, сон является спонтанной формой самоисцеления, а ДПДГ – методом саморегуляции.

     Многими учеными доказано, что состояние релаксации (расслабленности, снижения уровня мышечной и нервной напряженности) способствует появлению и усилению «особого состояния мозга» (ОСМ), когда подсознание становится более восприимчиво и открыто для соответствующей установки на исцеление на основе принципов саморегуляции. Одним из наиболее эффективных и доступных методов релаксации является аутогенная тренировка (АТ).

    Аутогенная тренировка (autogenic training) - метод обучения людей снижению стресса и контролю над функциями организма был разработан в Германии на рубеже XIX-XX вв. невропатологом Оскаром Фогтом (1870-1959 гг.) , заметившим, что многие пациенты способны вызывать у себя гипноидное состояние, в котором они могли контролировать стресс, внутреннее напряжение, усталость, боли в голове и позвоночнике.

     Классический метод аутогенной тренировки - АТ (аутотренинг – психологическая саморегуляция, метод самовнушения) разработан в 1932 году немецким врачом, профессором-психиатром И.Г.Шульцем (1884-1970 гг.). Он положил в основу АТ методы самовнушения, бытовавшие в Европе, и методы раджи-йоги. Аутогенная техника, разработанная Шульцем, состоит из начального курса – релаксации (расслабление и восстановление гармонии тела) и высшего курса – медитации (развитие воображения и восстановление гармонии души и разума).

    Начальный курс АТ включает шесть упражнений в положении лежа при прослушивании магнитофонной записи. В первом упражнении отрабатывается мышечное расслабление с ощущением тяжести в правой руке и в левой руке, затем в правой ноге и левой ноге, потом в туловище. Во втором упражнении отрабатываются навыки расширения кровеносных сосудов в тех же частях тела при ощущении в них тепла. В третьем упражнении отрабатываются навыки управления дыханием (ускорение, замедление). В четвертом упражнении отрабатываются навыки расширения кровеносных сосудов внутренних органов при ощущении в них тепла. В пятом упражнении отрабатываются навыки управления ритмом сердцебиения (ускорение, замедление). В шестом упражнении отрабатываются навыки сужения кровеносных сосудов головы при ощущении в ней прохлады.

     АТ помогает снять энергетическую напряженность, проявление вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, мобилизовать энергию на достижение поставленной цели и восстановить энергетический баланс (состояние гомеостаза) при систематических занятиях в течение 10 – 15 минут.

      В процессе аутотренинга (самогипноза) происходит смена состояний в определенной последовательности, формулы внушения произносятся на выдохе, образно представляется то, что должно осуществляться.

      После освоения начального курса можно успешно применять различные тексты АТ для психической и физической реабилитации и эффективного отдыха.

      Формулы самовнушения повторяются, как правило, по 3 - 6 раз с промежутком в 20-30 секунд, после чего произносится «Я спокоен» или «Я совершенно спокоен». Переход к каждому последующему пункту формул внушения происходит после того, как появляются соответствующие чувства и уверенность в полном или частичном достижении цели предыдущего пункта. После того, как будут усвоены основные формулы на соответствующие ощущения, можно приступить к включению в АТ формул намерений: «Я заряжаюсь энергией», «Я хорошо отдохнул», «Я хорошо справляюсь с поставленной задачей» и т.п.

      Высший курс АТ проводится, как правило, только после освоения начального курса, для решения конкретных проблем и поиска соответствующих решений в состоянии медитации – в состоянии достижения максимальной концентрации внимания на каком-либо объекте – образе цели для подключения резервов подсознания.

      Освоить метод AT может практически каждый, но более легко он дается тем, кто способен вызывать в сознании яркие живые образы – способен к визуализации. С целью быстрого достижения состояния релаксации в методе «ЕВРАЗИЯ» перед недирективным АТ, когда вместо директивных фраз – установок «Я расслабляю …» произносятся недирективные фразы - установки «Мышцы могут расслабиться …», выполняются физические упражнения с максимальным напряжением мышц, начиная с головы и заканчивая ступнями ног. «Легко расслабить то, что можно напрячь» .


НПО ЭИТ «ЕВРАЗИЯ» www.eit-eurasia.ru т. +7 (495) 231-48-98, +7 (967) 017 28 27, +7 (916) 018 84 36